Государственное казённое учреждение "Государственный архив Приморского края"
Приморье - пограничное

К 95-летию архивной службы Приморского края.

20 октября 2018 года исполняется 80 лет со дня появления на карте нового административно-территориального образования – Приморский край. Приморский край был образован Указом Президиума Верховного Совета СССР от 20 октября 1938 года о разделении Дальневосточного края на два - Хабаровский и Приморский.

Под грифом «секретно»

Напомним, что Приморский край – территория, которая, как считали ранее, так считают и сегодня в европейской части России, находится «на краю земли». Мало того, это территория рубежная, пограничная. Здесь Россия граничит в сухопутной части с Китаем, а в части морской – со странами Азиатско-Тихоокеанского региона. И в этом, если можно так сказать, основная миссия края – пограничная. Этим же определялось и территориальное разграничение края, неофициальное, конечно. Во многих документах органов исполнительной власти, партийных органов районы Приморья разделяются на пограничные, внутренние и прибрежные.

И, готовя материал к 80-летнему юбилею края, я остановилась на теме «Приморье пограничное». Объясню почему. Работая с документами одного из райисполкомов я обнаружила любопытный и незнакомый мне документ. Это была копия постановления президиума Далькрайисполкома от 13 января 1934 года «О введении паспортной системы в 100 км. пограничной полосе». На документе стоял гриф «секретно» (ныне этот документ рассекречен). И тогда я начала поиски документов, имеющихся в нашем архиве о том, что такое пограничная зона, пограничная полоса и запретная зона. Есть ли у нас документы о введении на нашей территории положений «Об охране Государственной границы СССР», о введении «Правил въезда и проживания в запретной и пограничной зоне». И, наконец, о том, как складывались отношения между пограничниками и местным населением пограничных сел и в целом с краем. Но за отсутствием достаточного времени из-за текущей работы много сделать не удалось.

Итак, к пограничным районам относились Посьетский, ныне Хасанский, Молотовский, ныне Октябрьский, Гродековский, ныне Пограничный районы, Ханкайский, Хорольский, Черниговский, Спасский районы, Шмаковский, ныне Лесозаводский, Постышевский – ныне Красноармейский районы, Суйфунский – теперь территория Уссурийского городского округа, Кировский и Калининский, ныне Дальнереческий, районы.

У пограничных районов и жизнедеятельность несколько отличалась от других районов. В чем же состояло это отличие? Во-первых, жизнедеятельность этих территорий регламентировалось положениями «Об охране Государственной границы СССР» (которые издавались в разные годы с изменениями, начиная с 1921 года, положение, принятое в 1927 году, действовало вплоть до 1960 года), которыми в этих районах вдоль границы устанавливались пограничные полосы и пограничные зоны, протяженность указанных зон и режим зоны. Во-вторых, «Правилами въезда и временного проживания в запретной и пограничной зоне». В 1938 году специальным постановлением СНК и ЦК ВКП(б) было принято положение об установлении и на территории Дальневосточного края, в том числе и в Приморье, запретных пограничных зон. Естественно, что на региональном уровне в обязательном порядке принимались документы, регламентирующие исполнение данных актов с учетом местных особенностей. Просмотрев решения Приморского крайисполкома, в том числе рассекреченные, и районные газеты за вторую половину 1930-х и начало 1940-х годов, я обнаружила решение Приморского крайисполкома от 24 февраля 1941 года № 123 «О мероприятиях по укреплению пограничного режима в пограничной полосе края». В нем крайисполком дает указание об обязательной публикации в печати всех уровней «Правил въезда и временного проживания в запретных зонах и пограничной полосе Союза ССР», принятых ЦИК и СНК СССР 17.07.1935 года. Видимо, сами «Правила …» еще не имели грифа «секретно», потому и на решении крайисполкома гриф отсутствовал. Публикацию указанных правил я обнаружила в газете «По пути Сталина» Кировского района. Можно предположить, что это последнее решение крайисполкома такого содержания, которое было еще не засекречено. А обнаруженные мною решения суженных заседаний Приморского крайисполкома от 7 мая 1960 года № 11с «О правилах пограничного режима в запретной пограничной зоне Приморского края», от 7 августа 1965 года № 60с «Об установлении пограничной зоны и полосы на территории Приморского края и введении режима в них», от 11 сентября 1969 года № 90с «Об объявлении пограничной зоны, полосы и правил пограничного режима на территории Приморского края» уже имеют гриф «секретно». Заметим, что в названии последних решений отсутствует упоминание о запретной зоне. К сожалению, осуществить поиск более поздних подобных документов, равно как и документов о том, когда и почему определение «запретная зона» перестало появляться в решениях, не представляется возможным, так как рассекречивание решений суженных заседаний Приморского крайисполкома после 1969 года в силу объективных причин еще не осуществлялось. Сегодня указанные выше документы рассекречены и доступны исследователям.

Итак, в каждом пограничном районе были определены территории, которые так и именовались – пограничные, т. е. именно к ним в большей степени относилось соблюдение правил проживания, хозяйствования и т.д., определяемых вышеуказанными документами. Например, по Ханкайскому району это сельсоветы Дворянский, Комиссаровский, Первомайский, Турийрогский, Новокачалинский (в самих названиях, некоторые из которых не сохранились, тоже отражен дух времени), – поясняет археограф. Хасанский район, единственный в крае, который полностью входил в запретную пограничную зону. А в запретную зону города Владивостока входили территории в границах от мыса Вязкий до устья реки Тавайза, включая острова Русский, Попова, Рейнеке, Рекорда, Желтухина, а также город и порт Владивосток.

С правилами о порядке въезда, выезда, проживания и передвижения на этих территориях приморцы старшего поколения были хорошо знакомы, а молодежи некоторые нюансы той жизни в запретной полосе будет трудно даже представить. Жители территорий, входящих в пограничную и запретную зоны, в паспорте обязаны были иметь штамп о проживании в ней. Людям, не являющимся постоянными жителями, въезд разрешался только по пропускам, выданным органами милиции по месту жительства въезжающих граждан на основании личных заявлений и документов, подтверждающих необходимость въезда. Пассажирам, проезжающим транзитом, разрешался проезд без пропусков, но запрещалась остановка на станциях, расположенных в запретной зоне. Впрочем, постоянным жителям пограничных и запретных зон разрешался въезд без пропусков в краевой или районный центр, в портпункты и на аэродромы для следования далее.

Правилами также четко регулировалась хозяйственная и другие виды деятельности в запретной пограничной зоне. Например, воспрещалась аэрофотосъемка, геологические, гидротехнические, дорожные и иные изыскания, а также производство гидротехнических и мелиоративных и других работ, связанных с изменением водного режима пограничных рек и озер, запрещались также наземные кино и фотосъемка вне помещений, охота на зверя и птицу в двухкилометровой полосе местности от линии границы и морского побережья. Замечу, что эти сведения приводятся из документов, имеющихся на хранении в архиве.

Земля – аэродромам

Судя по архивным документам, с конца 30-х годов началась системная работа по укреплению пограничных территорий, в том числе пограничной зоны, материальной базы погранотрядов и застав.

Когда работаешь с рассекреченными документами того времени, относящимися к деятельности такой структуры как суженные заседания исполнительных органов власти любого уровня, которые рассматривали вопросы, не подлежащие разглашению, то видишь, что основную часть их решений составляют решения об отводе земельных участков на военные, оборонные нужды, на нужды военно-воздушных сил, которые тогда входили в состав Тихоокеанского флота, в том числе на нужды Тихоокеанского пограничного округа для боевой подготовки. Стоит сказать, что создание авиационных пограничных частей исследователи истории пограничной охраны относят к 1933-1934 годам, в том числе и на Тихоокеанском флоте. Именно с 1930-х годов в пограничных Калининском, Гродековском, Хасанском, Ханкайском и некоторых внутренних и прибрежных районах края отводятся земли под строительство аэродромов, авиаплощадок, для складов и под строительство помещений для жилья – рассказывает археограф.

Участие местного населения в деле укрепления и охраны границ имело и, думаю, имеет и сегодня большое значение. Настолько большое и важное, что в 1931 году появляется инструкция Главного управления пограничной охраны и войск ОГПУ СССР «О порядке привлечения населения пограничной полосы к охране Государственной границы» (к сожалению, на сегодняшний день обнаружить этот документ или упоминание о нем в документах органов власти в нашем архиве мне не удалось). Этой инструкцией регламентировалась степень и формы участия населения в охране границы. В качестве организованной формы предполагалось создание бригад содействия или групп содействия пограничной охране. Взаимодействие пограничников и населения пограничной полосы также регулировалось и на региональном уровне. С 1950-х годов для охраны Государственной границы на добровольных началах создаются отряды народной дружины. Среди молодежи становится популярной военная игра по поиску и поимке нарушителей границы, в организации которой принимают участие пограничники. Поскольку процесс взаимодействия пограничников и населения направлялся и контролировался партийными органами, то документов, содержащих сведения об этом, в фонде Приморского краевого комитета КПСС имеется достаточно. Местное население активно поощрялось за помощь пограничникам. Мне кажется совершенно уникальным документ, обнаруженный в фонде Уссурийского облисполкома. Это выписка из постановления президиума Далькрайисполкома от 5 декабря 1936 года № 1487 «О посылке в Москву колхозников, награжденных Президиумом ЦИК СССР в XV годовщину Погранохраны орденами «Знак Почета». Высокая награда и, надо полагать, за что-то очень важное в деле охраны границы. В списке награжденных 5 человек, в том числе Ким Афанасий из Посьетского района, Денисов Петр Иванович из Ханкайского района, Малышев Владимир Яковлевич из Ханкайского района, Стародубов (имя и отчество не указано) из Гродековского района. Вот так!

По документам исполнительной и партийной власти разного уровня можно проследить как развивалось сотрудничество пограничников и местного населения в ведении хозяйственных дел (население помогало обеспечению застав продовольствием), в области культурно-массовой работы (проводились лекции, диспуты, концерты художественной самодеятельности, в том числе совместные), об участии пограничников в органах власти как местного, так и краевого уровня, о мероприятиях власти по созданию электро- и радиосетей и укреплению материально-технической базы пограничных застав.

Принимаются хозяйства и одиночки

И еще один очень важный фактор существенно влиял на укрепление пограничного края - заселение территории.

Мы знаем, что Приморский край в основном заселен переселенцами, и этот процесс, я бы сказала, не останавливался никогда, только был в разной степени активным. Так вот, в 1938-1940-й годы идет активное заселение территории. При этом немалая ставка делается на демобилизовавшихся красноармейцев, для которых при переселении или оседании (такой термин употреблялся в ту пору) предусматривались определённые льготы, в том числе на приобретение или строительство жилья. Любопытно, что, оказывается, была и такая категория переселенцев, как отдельные граждане – «одиночки», которые также учитывались. Так, по данным статистических отчетов, имеющихся в фонде Приморского краевого управления статистики, в 1940 году в районы, подчиненные краю (тогда из административных документов еще не исчезла Уссурийская область) было заселено 1634 хозяйства – это 8300 человек, а также 332 одиночки, всего - 8632 человека. По Уссурийской области было заселено 4690 хозяйств и 622 одиночки, всего - 24584 человека. Итого по краю в 1940 году въехало переселенцев – 7278 хозяйства с числом в 32884 человека. Под «хозяйством» подразумевается «семья». Если на момент появления Приморского края как административно-территориальной единицы население его составляло 906,8 тыс. человек, то на 1940 год по данным статистических отчетов население края составляет 1077858 человек. В годы Великой Отечественной войны край потерял на фронтах более 70 тыс. приморцев (цифра эта не окончательная, потому что поиски продолжаются). Но к уже к 1960 году грамотная политика заселения региона позволила увеличить численность населения края до 1379 тыс. человек. Это были годы активного хозяйственного освоения – территории остро нужны были рабочие руки.

В 50-70-е годы экономика Приморья переживает всплеск бурного развития. Создается промышленность строительных материалов, появились кирпичные заводы во Владивостоке, Уссурийске и Спасске-Дальнем. Здесь же строится Новоспасский цементный завод, завод железобетонных конструкций, Спасский шиферный завод, чуть позже во Владивостоке открывается завод крупнопанельного домостроения – начинается реализация проекта «Большой Владивосток». Вопросы тепло- и энергообеспечения новых микрорайонов и городов решаются с помощью Павловского угольного разреза и Приморской ГРЭС в Лучегорске. Возводится крупный свиноводческий комплекс в Надеждинском районе, именно с конца 1950-х активно выстраивается система мелиоративных сооружений для создаваемых рисоводческих хозяйств.

В эти годы растет торговый флот и флот рыбной отрасли, приморские моряки и рыбаки активно выходят в Мировой океан. Стоит сказать о том, что флот ДВМП с 1917 года на начало 1980-х увеличился в 20 раз. Строится порт Находка, а затем Восточный порт.

Местная промышленность пополнилась мебельной фабрикой и кожевенно-обувным комбинатом в Уссурийске, в Артеме заработала фабрика пианино, во Владивостоке – фарфоровый завод (самый крупный на Дальнем Востоке, он производил продукцию из местного сырья), завод «Дальхимпром» по выпуску бытовой химии.

Пополнялся край высшими и средними учебными заведениями. Если на момент создания Приморского края здесь было три вуза, то к 1980-му году их уже восемь, а также более 20 техникумов и училищ (горный, лесной, строительный техникумы, мореходные медицинские, педагогические, культпросвет работы, художественное училища,) и свыше тысячи начальных, восьмилетних и средних школ. К началу 60-х годов было завершено создание на территории края сети кинофикации: имелось 1321 киноустановка, 17 широкоэкранных кинотеатров, в том числе 7 из них – сельских. В 1963 году начинается подготовка к строительству первого на Дальнем Востоке широкоформатного кинотеатра «Океан», он был открыт в 1969 году. И, конечно, нельзя не упомянуть о таком уникальном комплексе как знаменитый пионерский лагерь «Океан», где сегодня набираются сил и впечатлений дети не только Дальнего Востока, но со всей России и из-за рубежа. В 1970-е годы сформировался комплекс научно-исследовательских институтов ДВО РАН.

Обо всех этих стройках и, как сказали бы сейчас, масштабных проектах, рассказывают документы архивных фондов как органов исполнительной власти и партийных органов разного уровня, так и документы ведомственных фондов (статистика, промышленность, сельское хозяйство, финансы, культура, образование и т.д.). В них содержатся сведения о расходовании средств, ходе строительства того или иного объекта, рассматриваются недостатки, мешающие сдаче объекта в срок, меры по их устранению, называются имена людей, достойных поощрений. Из всего этого, как из мозаики, складывается картина больших преобразований – в точных цифрах, датах и фактах.

И насколько важен вклад Приморского края в общую экономику страны, говорят полученные награды. В декабре 1965 года Приморский край был награжден орденом Ленина, в 1967 году Тихоокеанский пограничный округ награжден орденом Красного Знамени, в 1970 году Владивосток награжден орденом Ленина.

Архивный документ – самый достоверный источник. Газета любого времени - это информация к размышлению, потому что в газетном материале может быть не только факт, но и эмоция того, кто готовил материал. А документ сух, точен, информативен, с ним работать очень интересно. Да, сегодня уже другая страна, другие награды, но как важно, что все эти страницы непростой истории форпоста страны на Тихом океане бережно сохраняются и могут быть представлены тем, кто интересуется непростой историей своего края.

Ю.П. Щуковская,
главный археограф отдела
использования и публикации документов ГАПК

© 2019 ГУ "Государственный архив Приморского края"